Москва +7 (495) 108-74-73
Ростов-на-Дону +7 (863) 303-64-61
Воронеж +7 (473) 204-52-13
Санкт-Петербург +7 (812) 627-17-15
Бесплатно: 8-800-777-19-87

Пн-Пт: 9.00-18.00     Сб: 10.00-16.00     Вс: выходной

Отправить заявку на расчет

Экологи могут подтолкнуть развитие российского производства алюминия

07.04.2021
По мере того, как все больше компаний требуют повышения экологичности от своих поставщиков, алюминий оказался одним из немногих материалов, экологичность производства которого последнее время все время снижалась, так, выбросы CO2 на тонну алюминия за последние 10 лет выросли на 15%. Однако планы по введению сбора на CO2 в Европе, а также амбициозная цель по декарбонизации экономики Китая к 2060 году, могут преломить ситуацию, повышая конкурентное преимущество алюминия, произведенного за счет энергии из возобновляемых источников, пишет издание "Металлоснабжение и сбыт".

В период с 2009 по 2019 год мировое производство первичного алюминия выросло с 37 миллионов тонн до 64 миллионов тонн, а доля китайских производителей выросла с 37% до 57%. Тем не менее взрывной рост отрасли в стране в основном был обеспечен за счет энергии от сжигания угля, на который приходится более 90% производимого алюминия. Ситуация, когда 62% мирового производства металла основано на «грязных» технологиях перестает устраивать как потребителей, так и инвесторов и производителей финальной продукции.

«Правительства и потребители крайне озабочены проблемой экологии. Ожидаемое введение налогов на выбросы, включая пограничные сборы, а также планы Китая по декарбонизации окажут существенное влияние на глобальную торговлю алюминием. Так, возможный налог в размере 40 долларов за тонну СО2, транслируется в повышение стоимости тонны алюминия, производимого за счет энергии гидроэлектростанций, на 80–120 долларов США; а алюминия, производимого за счет угольной генерации, - примерно на 640. Таким образом, ни один производитель с высоким уровнем выбросов не сможет оставаться конкурентным в странах с такими налогами», - отмечает партнер-эксперт BCG Константин Полунин.

Для России ситуация открывает новые возможности по расширению своего присутствия на ряде рынков. Всего в мире существует 15 производств с мощностью более одного миллиона тонн алюминия в год, два из них расположены в России (Красноярск, Братск). При условии сбора в 40 долларов с тонны СО2, стоимость производства алюминия на них становится самым низким среди всех крупных производств и примерно на 20-25% ниже, чем стоимость алюминия, произведенного крупнейшими китайскими производителями.

Как отмечают авторы исследования, в целом по миру производители с высоким уровнем выбросов будут все больше уступать производителям с низким уровнем выбросов из других стран, таких как Россия, Канада, Бразилия и Малайзия, где введение потенциального сбора в 40$ увеличит стоимость произведённого алюминия не более чем на 4%.

Тем не менее, чтобы воспользоваться данным преимуществом, российским компаниям необходимо предпринять ряд шагов. «Если Китай и ЕС введут налоги на выбросы углерода и схожие пограничные налоги, российские компании могут стать более конкурентоспособными по сравнению с производителями, полагающимися на ископаемое топливо. Для закрепления этого преимущества российским компаниям необходимо поступательно снижать долю ископаемого топлива для питания бокситовых рудников и глиноземных заводов, а также повышать энергоэффективность собственно производства, повысить уровень рециркуляции. При этом не менее важным шагом должно стать введение более строгой отчетности и проведение ревизии интенсивности собственных выбросов CO2, в соответствии с европейскими и глобальными стандартами. Российским компаниям важно действовать безотлагательно, так как китайские компании, являющиеся нашими основными конкурентами, уже заявили о целях увеличить инвестиции в технологии для сокращения выбросов и повышения энергосбережения, а также больше полагаться на «чистые» источники энергии, такие как гидроэнергия, энергия ветра и солнца, и увеличить долю переработки», подчеркивает Константин Полунин.


Возврат к списку

Наши клиенты